Московские активисты требуют реформировать законодательство для сохранения архитектурного облика города

Снос зданий в Москве далеко не всегда проходит тихо и мирно. Нередко такие мероприятия сопровождаются громкими скандалами и судебными разбирательствами. Причем нередко бывает так, что судебные решения выносятся не в пользу тех, кто снес то или иное здание.

Особняк Привалова

Частичный снос особняка Привалова

Частичный снос мемориального комплекса, особняка Привалова, вызвал скандал. После сноса этого здания «Архнадзор» стал требовать проведения серьезных реформ градостроительной политики, изменения законодательства. Министерство культуры пытается оправдаться. Строительная компания настаивает на том, что все работы выполняются в строгом соответствии с законом.

Активисты общественной организации «Архнадзор» требуют внести в московское региональное законодательство новые нормы. Такие есть в Санкт-Петербурге и некоторых других городах. Там проведение любых строительных или демонтажных работ в зданиях, имеющих историческое значение, запрещено без заключения специальной экспертной комиссии. Кроме этого, «Архнадзор» требует реформировать так называемую «комиссию по сносам», в ведении которой и находится снос зданий в Москве, а также создать специальный совещательный орган, в ведении которого будут находиться вопросы культурного наследия и сохранения исторического облика города. Причем в совет должны будут входить и компетентные эксперты и представители общественных организаций. Подобного рода общественные советы существуют в других городах России, в том числе в Санкт-Петербурге.

Авторы данной инициативы обращают внимание. Необходимо провести работу по внесению изменений в порядок принятия решений о сносе зданий в столице России.

История дома Привалова

Двор владения Привалова пустовал до 1909 года. Затем Нирнзее построил там доходный дом с нарядным фасадом (строение 3). Планировка его непривычна: в доме нет черных лестниц, кухни, ванной, да и сами квартиры невелики.

В 1913 году Привалов заказал Нирнзее строительство еще одного шестиэтажного корпуса в Садовниках. И во дворе появилось строение 2 с фасадом в готическом стиле, угловой башенкой и подчеркнуто классической отделкой первых этажей. Для остекления архитектор использовал стеклоблоки-призмы разработки Фальконье, дававшие больше естественного света на лестницу, — моднейшую новинку того времени. В этом доме уже были не только черная лестница и ванная, но и лифт. На каждом этаже располагались две пятикомнатные квартиры с просторными прихожими и каморками для прислуги.

Так дом Привалова превратился в единственный в Москве двор-музей архитектора Нирнзее.

В начале XX века здесь работали Суриковский литературно-музыкальный кружок и редакция журнала «Млечный путь». Путеводитель по архитектурным стилям Кружок основал И.3. Суриков в 1872 году после публикации коллективного сборника крестьянских поэтов «Рассвет». Он не был популярен, и большую часть тиража пришлось продать букинисту. Это поставило крест на планах выпустить второй сборник. После смерти Сурикова вышли сборники «Родные звуки», «Нужды» и «Вологжанин».

В 1903 году началось объединение разрозненных кружков в Суриковский литературно-музыкальный, в который вошли писатели, певцы и музыканты из народа. В 1905 вышел сборник «Под звон кандалов». Так как там встречались протестные произведения, весь тираж конфисковали, а авторов осудили. В 1907-1912 годах кружок выпускал газеты и журналы. Затем в дом Привалова вселились люди. Но со временем он сильно обветшал.

В 2004 году жителей расселили и начали готовить здание к сносу. Это вызвало волну протестов.


Ссылка на основную публикацию