Принципы работы сабвуфера и его функции

Что такое сабвуфер (саб), автомобильный, домашний или даже созданный для научных исследований? Кто-то скажет, что это низкочастотный динамик. С одной стороны это верно, но не совсем, потому что саб работает обычно с частотами от 10 Гц, а НЧ-динамик с 50 Гц и выше. Если их диапазоны совпадают, то только частично. Например, есть сабвуферы для 5-200 Гц, есть НЧ-динамики для 50-200 Гц. Ясно, что общий промежуток есть и достаточно обширный. Но в любом случае герой нашей статьи – это совершенно отдельное устройство, которое стоит отнести скорее к категории ультранизкочастотных динамиков. Будем время от времени прибегать к этому термину, а для сокращения введем аббревиатуру УНЧ-динамик.

Бывают сабвуферы как в виде колонок, то есть, выполненными в корпусе, так и открытыми. Их размер варьируется в широчайшем диапазоне – от 4 до 36 дюймов. Конечно же, слишком габаритные модели в автомобили вряд ли устанавливают (если это только не специализированный концертный грузовик), для этих целей обычно подходят устройства от 6,5 до 12 дюймов. В любом случае их мощность достаточно большая (обычно превосходит 100 Вт), необходим внушительный сигнал, поэтому сабы обычно подключают не к усилителю магнитолы, а к отдельному. Также есть устройства с встроенными усилителями, которые называются активными. Кстати, стоит помнить, что номинальная мощность усилителя должна быть меньше, чем номинальная мощность динамиков (неважно высокочастотные они или ультранизкочастотные), так как иная ситуация может привести к поломке оборудования.

Это основная справочная информация, которая уже поможет купить сабвуфер в машину, теперь более подробно остановимся на принципах работы устройства.

Как это работает?

Представим себе, что проигрывается какая-то композиция. Неважно, в каком она стиле. Обычно звучат несколько инструментов. Как происходит так, что звучание бас-гитары и бас-бочки барабана поступает динамики типа НЧ и УНЧ, а скрипки, например, на колонки ВЧ? Все осуществляется благодаря системе фильтров, отделяющих сигналы друг от друга. По той причине, что звук представляет собой волны, а они имеют разную длину, это и становится возможным. При этом учтем, что басовые звуки длиннее, чем среднечастотные, а последние в свою очередь длиннее, чем высокочастотные. В общем, чем больше показатель в Герцах, тем короче волна и наоборот. Каждый фильтр рассчитан на “ловлю” конкретных волн, своих определенных, у каждого своя задача.

Кстати, раз уж речь зашла не только о том, что истинные любители автозвука в Севастополе и во всем мире никогда не обходятся без сабвуферов, но и о физике, то напомним, что вычислить длину звуковой волны очень просто. Для этого следует скорость распространения волн (340 м/с) разделить на частоту. Так, басовые 20 Гц равны 17 м. А еще примечательный момент заключает в том, что человеческий слух просто не воспринимает звуки до 16 Гц. Но с другой стороны звуки ниже этого числа (например, 10 Гц) могут быть услышаны (прочувствованы), но не ухом, а костями черепа, также они передаются через другие материальные объекты. В общем, сабвуфер не просто звучит, благодаря ему еще и появляется знаменитая вибрация. Примечательно, что сегодня звуковая технология, в которой используется воздействие на кости черепа, получает большое распространение – известными мировыми компаниями создаются специальные наушники.

Итак, сабвуфер – настоящее научное изобретение. В заключение добавим, что материалы, используемые при изготовлении, также влияют на качество звука. Обычно сами динамики делаются легкими, состоят из особых конусов – диффузоров, которые колеблются, двигаясь вперед и назад (все, вероятно, это видели лично). Чаще всего используется полипропилен. Нередко датчик защищен от проникновения влаги и пыли, что немаловажно.


Ссылка на основную публикацию