Развитию горнодобывающей отрасли в СССР был присвоен стратегический приоритет, в масштабах государства формировались производственно технологические конгломераты для обеспечения всеми необходимыми ресурсами.
«Сборочным цехом» назначили Республику Беларусь, практически не имеющую собственных рудников и карьеров, но при этом успешно производящей колёсные экскаваторы погрузчики, карьерные автомобили, буровые установки и пр.
Современные реалии рынка карьерной техники в России определены логикой предыдущего развития. Основная доля рынка принадлежит Белорусским производителям, за свои сегменты борются такие российские предприятия, как Тракторные Заводы (ТМ Четра), подразделение ГАЗ «Спецтехника» (ЧСДМ, ТВЭКС), предприятие ИЗ-Картекс под управлением ОАО Ижорские заводы, «Горное оборудование» от Уралмаша.
По поставкам экскаваторной техники впереди Белорусские предприятия, их доля на рынке РФ достигает 70 %. Международные компании наращивают своё присутствие. Ни куда, ни исчезла Манта Крафт (бывшая в ГДР), активизируется японская Камасутсу, быстро осваиваются китайцы. Известная компания Катерпиллер организует сборку карьерных самосвалов средней грузоподъёмности непосредственно на территории России, должно быть у американских аналитиков существуют веские доводы в пользу развития именно этого направления.
Цифры говорят сами за себя, в первом полугодии 2011 года без участия белорусов на российский рынок было поставлено 150 карьерных самосвалов. В этом же периоде по поставкам экскаваторной техники лидируют японские драглайны от P&H Mining Equipment. Учитывая специфику поставок и заказов горной техники и оборудования, можно говорить об устойчивой тенденции.