Назад в будущее

В карманах женщин звонят мобильные телефоны, но они не обращают на них внимания, а терпеливо и медленно заправляют нити. В эпоху сплошной компьютеризации в Могилеве учатся ткать на старинных станках.

Могилевский областной центр народного творчества и культурно-просветительской работы организовал семинар по ткачеству. В рамках программы «Волшебный сундучок» женщин учат традиционному ткачеству, вышивке и плетению кружев.

На семинар народный мастер Беларуси Наталья Кононович приехала с сундуком: из него она достала части (в основном — деревянные) ткацкого станка, и собрала его вместе с участниками семинара. Кроме процесса восстановления ткацкого станка, под присмотром Натальи каждая женщина попыталась ткать. Все от самого начала до готового изделия.

— Традиционные ремесла нужны современной женщине! — уверена Наталья Кононович, которая сама пришла из современной ткацкой промышленности к народному ткачеству. — Я, например, научилась вышивать крестиком и получаю от этого дела большое удовольствие. Не телевизор, а вышивание позволяет мне отдохнуть и расслабиться.

В общем в Могилев на мастер-класс приехали 15 женщин из различных сельских районов Могилевщины, которые толпятся вокруг станка с тетрадями и карандашами. Снимают некоторые действия на камеры в мобильниках. В основном — молодые и среднего возраста: они учились традиционному ткачеству у старшего поколения в деревнях, сделали свои первые изделия и хотят учиться дальше, чтобы делать красивые вещи на радость людям и на зарплату для себя. Для сельских женщин исконные занятия их бабушек и матерей — это сегодня возможность получить работу в домах ремесел и школах искусств.

Наталья Гращенко работает в Заелицком доме ремесел в Глусском районе. Научилась ткачеству от своей бабушки, когда была в отпуске по уходу за ребенком. Сидела без работы и получила ценный совет от брата, который уже работал в доме ремесел, — освоить старинное мастерство.

Сейчас Наталья привезла на семинар несколько своих рушников. Один из них, с красным узором на белом фоне, она ткала полтора месяца!

— Для этого требуется просто безумная, безграничная терпеливость, — признается молодая женщина. — И чтобы дело нравилось, иначе ничего все равно не получится.

Интерес к народным ремеслам в белорусском государстве и обществе растет. Всего в Могилевской области работают около 900 мастеров и ремесленников. Если на подобный семинар в прошлом году приезжали 5 желающих научиться человек, то в нынешнем году — втрое больше, и они уже хотят развивать свое мастерство.

— Восстановление всего старинного — это сейчас модно и определяет тенденцию в ремеслах, — считает методист областного центра по народному творчеству Наталья Доминикова.

— Мы надеемся, что государство проявит заинтересованность и своей политикой поможет развитию народных ремесел, — добавила Наталья Кононович.

Насколько сейчас, в эпоху смартфонов и айподов, актуальны ремесла и, в частности, традиционное ткачество? Говорят, что очень злободневны, и никакого противоречия здесь нет: мол, старинное прекрасно дополняет современное. Хотя порой в самом навороченном компьютере разобраться проще, чем в старинном ткацком станке. Такой станок происхождения 1938 года — удивительное сооружение из дубовых и нитяных подвязок, похож на средневековое орудие для пыток. Собрать его и учиться работать на таком станке, смеются мастера, — почти что издевательство. Если серьезно — это действительно сложная задача, требующая терпения и внимания.

 

А с другой стороны, научиться можно. Раньше это было не просто традицией, но и необходимостью в каждой семье. Сегодня уже и дети в Осиповичах, Костюковичах и Глуске с удовольствием ткут рушники и дорожки. Интересно: нить за нитью — и получается полотно, сделанное своими руками.

— Недаром говорят, что в каждом рушнике — душа человека, который его соткал, вышил и украсил кружевами, — показывает готовое изделие могилевская мастерица Елена Савченко.

Новый станок для традиционного ткачества стоит от 200 до 300 долларов. Стоимость нитей на этом фоне незначительна: 100 граммов — 4 тысячи белорусских рублей. Но сколько стоит рабочее время? Поэтому каждая тканая вещь — индивидуальна, обладает своей энергетикой и высоко ценится.

Илона Иванова. Фото Ирины Савосиной.


Ссылка на основную публикацию